Статическое электричество на кузове автомобиля – это высокая опасность, особенно, когда дело касается бензовозов. Даже незначительная искра может привести к возгоранию перевозимого топлива и взрыву цистерны. Чтобы этого избежать, обязательно нужно использовать специальное заземление бензовоза.
Рассмотрим более детально, зачем нужно заземление автоцистерны, и как оно работает. Статическое электричество снимают с транспортных средств различными способами. Например:
Как уже было сказано выше, во время движения бензовоза отвод статического электричества осуществляется через металлическую цепь, контактирующую с землей. В процессе слива топлива на АЗС или заправки его в цистерны на топливохранилищах к бензовозу подключаются более сложные устройства. Они состоят из:
В таблице приведены характеристики нескольких устройств заземления:
Характеристика/модель | УЗА-2МК04 | УЗА-2МК05, 12В |
УЗА-2МК06 (автономное питание) |
Напряжение/ток искробезопасной цепи | 12 В / 0,025 А | 12 В / 0,025 А | 6,7 В / 0,015 А |
Напряжение/ток питающей цепи | 220 В / 0,02 А | 12 В / 0,08 А | 6,3 В / 0,06А |
Потребляемая мощность | до 6 ВА | до 1,5 ВА | До 0,5 ВА |
Длина проводника заземления | не менее 5 м | не менее 5 м | не менее 5 м |
Сопротивление между контактами зажимами проводника заземления, при котором выдается сигнал «Заземление»: |
не более 100 Ом | не более 100 Ом | не более 100 Ом |
Температура эксплуатации | -40 С…+40 С | -40 С…+40 С | -30 С…+40 С |
Рассмотрим, почему заземление бензовоза защищает от возгорания топлива.
Во время слива или заправки топлива в цистерны устройство заземления подключается к бензовозу и стационарному контуру заземления на объекте. Ток всегда течет по наименьшему сопротивлению. Если на корпусе автомобиля будет статический заряд, он пойдет по наименьшему сопротивлению – соответственно через заземляющий проводник УЗА к общему контуру заземления.
В процессе работы УЗА будет контролировать сопротивление в цепи заземления. Если оно превысит допускаемое значение, будет подан предупреждающий световой или звуковой сигнал, а также автоматически прекратится перекачивание топлива.
Дело в том, что при транспортировке топлива или его заливке в цистерны топливозаправщиком происходит трение жидкости о стенки резервуара. Это приводит к скоплению статического электричества, которое и вызывает опасные разряды.
Чем меньше влажность окружающего воздуха, тем выше вероятность искрообразования. Чтобы снять с корпуса автомобиля статическое напряжение устанавливают специальные электромеханические устройства.
Уже несколько десятков лет действует международное соглашение ДОПОГ, регламентирующее правила транспортировки опасных грузов дорогами общего пользования. Все водители и сопровождающие лица, которые перевозят опасные грузы, в том числе и топливо, должны иметь свидетельство ДОПОГ.
К перевозке топлива не допускаются бензовозы, конструктивное оснащение которых не соответствует требованиям Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Требования к эксплуатируемым бензовозам (и в частности относительно цепочки заземления) указаны в Приложении 6 п.1.18 «Требования к транспортным средствам для перевозки нефтепродуктов».
Несоблюдение правил перевозки легковоспламеняющихся жидкостей – это основная причина их самовозгорания. Требования заземления бензовоза должны соблюдаться всегда.
Избавиться от статического электричества на транспортных средствах невозможно, но можно научиться безопасно с ним работать. Для этого нужно всего лишь выполнять требования эксплуатации бензовозов и автоцистерн. А основное правило гласит о том, что заземление бензовоза обязательно!
Использование простых заземляющих устройств во время транспортировки и перекачки топлива, сохранит имущество от возможного пожара и убережет обслуживающий персонал от несчастных случаев.
В целях соблюдения требований технического регламента и во избежание самовозгорания легковоспламеняющихся жидкостей при их перевозке, каждый бензовоз BONUM оснащен цепочкой заземления из материала, препятствующего искрообразованию.
Внимание! Вся указанная в статье информация носит информационный характер. Законодательные и нормативные акты могут быть изменены в соответсвии с установленными в РФ правовыми практиками и процедурами. Поэтому актуальность данных, указаных в статье, следует проверять на текущий момент.